Спасибо за Ваш отзыв! Мы свяжемся с Вами в течении 24 часов!
Где купить?
Контакты
Курс валют:
24.09.18
$ = 29.06 грн
€ = 34 грн
Р = 0.44 грн

Азулежуш - симфония португальских изразцов | TPG Украина
25.11.2016

Азулежуш - составная часть португальской архитектоники начиная с XVI века, представленная разнообразными стилями, менявшимися от эпохи к эпохе. Города Португалии и особенно Лиссабон восхищают красочностью и художественным совершенством декоративных изразцов - азулежуш, впитавших синеву неба, лучи южного солнца, зелень холмов, покрытых лесами и виноградниками, неторопливость рек - всю природу Португалии, ее своеобразие и очарование.
Происхождение слова «азулежу» идет от арабского al-zuleij - «гладкий, блестящий камешек». Этот термин вошел в обиход начиная с XVI века. До этого в Португалии принято было выстилать полы и облицовывать фонтаны керамическими плитками, привозимыми из Леваита. На юге Испании в XII веке правила арабская династия Алмоадас, при которой расцвело испано-мавританское искусство «mudejar». К нему относятся произведения архитектуры и в том числе декорирование дворцов и мечетей цветными изразцами.

В 1498 году португальский король Д. Мануэл I (1495-1521) путешествовал по Испании и посетил Севилью. Он был восхищен арабскими изразцами, изготовленными в технике «mudejar» во дворце Алказари, и велел привезти в Португалию цветную керамическую плитку для украшения внутренних помещений своего дворца в Синтре.
ПОРТУГАЛЬСКИЕ МАСТЕРА БЫСТРО ОСВОИЛИ ТРИ ОСНОВНЫХ МЕТОДА ПРОИЗВОДСТВА АЗУЛЕЖУШ:
1) «аликатадос» - нарезание кусачками («аликате») одноцветной плитки и составление из нее геометрических орнаментов;
2) «корда сека» - перегородчатая эмаль: разделение цветов и составление узоров с помощью промасленной веревки, пропитанной раствором марганцовки;
3) «арешта» - рельефные, объемные, цветные плитки растительных орнаментов, полученные оттиском на влажной глине деревянных резных форм.
В середине XVI в. итальянец Франческо Николозо позаимствовал у арабов с о. Майорка искусство «майолики» - нанесения узоров минеральными красителями на белую эмалевую поверхность плитки. Для росписи использовались такие пигменты, как окиси меди - для получения зеленой краски, марганца - фиолетовой, цинка - белой, сурьмы - желтой, кобальта - синей, железа - красной и медовой красок. Для придания металлического блеска наносилась смесь меди и серебра.
Художник-керамист должен был обладать особым мастерством и знанием красителей, так как цвета проявлялись лишь в процессе обжига, а при росписи художник их не видел.

В Португалии уже в XVI в. появились свои мастера азулежуш. Известно также, что Франческо Николозо (как и другие иностранные художники) одно время творил в Лиссабоне. В начале XVI в. был в моде стиль «кайшилью» (caixilho), или «шадреш» (как в зале Лебедей во дворце Синтры) - то есть диагональные клетки - alfardons или квадраты - «лозеташ» (losetas). Однако истинной оригинальности и национального своеобразия искусство азулежуш достигло к середине XVI века, что совпало с эпохой Великих географических открытий. В португальских мастерских с успехом применяются различные техники азулежуш и вводится стандарт: сторона квадратной плитки колебалась между 137 и 145 мм (в среднем 14 сантиметров). Этот стандарт был необходим чтобы знать, сколько плиток покрывает 1 м2 поверхности (примерно 49 плиток 7х7). Иногда из азулежуш составляли небольшие картины – «падрау», которые помещались на внутренней или внешней стене здания.
В XVI в. в эпоху Возрождения появляются большие многофигурные сюжетные панно в обрамлении причудливых орнаментов. Художинк Франсишку ди Матуш создал интерьер в церкви Св. Роки (1584), а его брат Марсал ди Матуш - панно Богоматерь да Вида (1580) в церкви Св. Андре (этот шедевр хранится в Музее азулежуш в Лиссабоне). К другим произведениям эпохи Возрождения относится роспись азулежуш в Кинте да Бакальоа - Каза ду Танке (в Азейтау) - «Аллегории португальских рек» (1565), а также «падрау» «Всадник» (1558) в королевском дворце в Вила Висоза.
Кроме античной мифологии и библейских сюжетов были в моде экзотические мотивы, привезенные из заморских плаваний. Многие из этих тем навеяны легендами моряков о неведомых землях и их обитателях. Подобные росписи азулежуш встречаются в церкви Богоматери да Граса в Лиссабоне XVI века и капеллы Св. Амару (1670).
Отчасти под влиянием итальянского стиля «гротеска» (grottesche) появился португальский стиль «брутешку» (brutesco). Азулежуш экзотического «брутешку» удивляют обилием символических и фантастических фигур, навеянных мистическими сказаниями: морских чудовищ, крылатых дев, химер, сатиров и др. Появляются росписи, навеянные путешествиями в Африку, Индию и другие страны: экзотические цветы и птицы, как на индийских тканях, - в стиле «ситцы» (chitas).
Часто подобными узорчатыми азулежуш облицовывали церковные алтари, как в церкви Богоматери да Эшперанса в Алкасоваш, стены в Парокиальной церкви в Каркавелуш (1650-1675). На азулежуш все чаще появляются изображения экзотических животных, птиц, цветов, пальм и др.

В 1578 году король Д. Себастьян погиб в Марокко, не оставив наследников. В 1580 году испанский король Д. Филип II наследует португальский трон, и страна становится частью испанского королевства до 1640 года, но еще вплоть до 1668 года идут изнурительные войны. В эту трудную эпоху, когда королевский двор (а с ним и многие художники) переместился в Мадрид, в Португалии, как ни странно, искусство азулежуш окончательно укореняется и входит в повседневную жизнь народа. Азулежуш восполняют отсутствие картин и ковров. Появляется стиль «тапете» (ковровый), за основу которого были взяты орнаменты персидских ковров. Продолжают развиваться и находить спрос «падроны» - картины из азулежуш. В первой половине XVII века из-за отсутствия средств азулежуш изготавливаются в голубой кобальтовой гамме, сдержанных, назатейливых, но очень изящных рисунков (как в монастыре Сау Висенти ди Фора в Лиссабоне и в церкви Марвила в Сантарене). Примером стиля «тапете» может служить оформление интерьера церкви Св. Жуау в Терружеме. С восстановлением независимости в 1640 году искусство азулежуш получило новый творческий импульс. Входит в моду стиль барокко, который характеризуют жанровые сцены, карикатурные композиции, исторические и библейские сюжеты. От этой великолепной и жизнерадостной эпохи сохранился Дворец маркизов да Фронтейра (1670) в Бенфике, Лиссабон. Колоритные, полные юмора и лукавства композиции напоминают иллюстрации к басням или плутовским романам: панно «Куриная свадьба» (1665), хранящееся в Музее азулежуш, а также «Макакариа» и «Урок музыки», которые можно увидеть во дворце да Фронтейра.
Во второй половине XVII - начале XVIII вв. над созданием панно из азулежуш работали такие выдающиеся художники-керамисты, как Антониу Перейра, Мануэл душ Сантуш, Антониу ди Оливейра Бернардеш с сыном Поликарпу, а также знаменитый художник из Испании, обосновавшийся и творивший в Лиссабоне в 1671-1701 годах, - Габриэл дел Барку. Им созданы азулежуш для церкви Св. Бартоломеу в Шарнеке и «Большая панорама Лиссабона» - 120-метровое панное, хранящееся в Музее азулежуш.
ГОЛУБАЯ, ГОЛУБАЯ, НЕ БЫВАЕТ ГОЛУБЕЙ...
Мода на голубоватые оттенки азулежуш сложилась, вероятно, под влиянием китайского фарфора и фаянса. Почти все произведения конца XVII - начала XVIII вв. выполнены в бело-голубой гамме.
При короле Д. Жуау IV были расписаны панно в галерее женского монастыря Св. Клары в Лоурисале (район Помбал), XVII в., во Дворце маркизов ди Танкуш (1700), а также в церкви Св. Жуау Баптиста в Лумиаре. Для оформления кухонь и коридоров использовались азулежуш «авулсу», т.е. один рисунок помещался на каждой плитке (обычно в кобальтовой гамме): птица, цветок, мельница, корабль и др. Бело-голубые многофигурные панно хорошо сочетались с позолоченной деревянной резьбой в стиле барокко.
Азулежуш из Португалии привозили и в Бразилию. В монастырской галерее Св. Франциска в Салвадоре да Баиа сохранилась панорама Лиссабона до землетрясения 1755 года. Мануэл душ Сантуш создал сложные многофигурные панно в монастыре Сау Вискнте ди Фора, в Лиссабоне (1701).
Начало XVIII в. отмечено правлением короля Д. Жуау V (1706-1750), так называемой эпохой «жуаниньа». Были построены Дворец в Мафре, многочисленные монастыри и церкви. Великолепный, аллегоричный и карикатурный стиль барокко сменился более манерным, изысканным и театральным рококо. Если барокко в большей степени отражал бытность среднего класса и несло заряд народного юмора и сатиры, то рококо, как в зеркале, отражал жизнь светских салонов, великолепных придворных празднеств, дворцовые и парковые ансамбли, сцены охоты и пасторальные сюжеты.
Азулежуш изображали скорее общеевропейский стиль жизни, чем собственно португальский. Были в моде имитации скульптур - фигуры кавалеров и дам, устанавливаемые в аллеях парков. Бело-голубые композиции азулежуш украшали Дворец маркизов ди Минаш (середина XVIII в.), Лиссабон, церковь Сау Антау ду Тожало (1730). Особенно выделяется Кинта дуз Азулежуш (1755-1760) в Лумиаре. В ее парковом ансамбле представлены панно в стиле рококо - целая вереница живописных азулежуш, напоминающих театральное представление в духе итальянской комедии. Не выходили из моды «падрау» - картины из бело-голубой плитки в обрамлении нежных и причудливых узоров из цветной керамики: раковины, цветы, растения, детали декора...

Во время реконструкции Лиссабона после землетрясения 1755 года скромные и недорогие орнаменты азулежуш в сдержанной гамме призваны были оживить серые стены домой строгой рациональной архитектуры.Маркиз Помбал в 1763 году основал фабирку азулежуш в Рату, которая выпускала плитку для облицовки фасадов. Простые горожане и сельские жители заказывали небольшие панели - «registos», изображавшие святых - покровителей или деву Марию для защиты домов от землетрясений. Их прикрепляли на внешней стене дома, над входом.
В конце XVIII в. вошел в моду неоклассицизм. В этом стиле изготовлены азулежуш на исторические темы во дворце Мафра (церковь Св. Жулиау, 1807-08).
В 1807 году королевская семья перебралась из оккупированной Португалии в Бразилию. Вернувшись в Лиссабон в 1821 году, Д. Жуау VI привез с собой бразильскую моду облицовки фасадов домов - красочными азулежуш сверху донизу, что защищало стены от жары, дождя и сырости. Португальцы охотно восприняли новшество - их дома стали наряднее, а настроение горождани - радостнее.
В XIX - начале XX вв. одна за другой открываются фабрики азулежуш. На них создают полихромные художественные азулежуш для фасадов домов, железнодорожных станций, рынков, а также воспроизводят старинные образцы для реставрации.
В начале ХХ в. творческая манера мастеров обновляется на волне движения модернизма («арте нову»), создаются объемные рельефные азулежуш в старинной техинке «арелита» с растительными композициями.
После Первой мировой войны в моду вошли азулежуш школы «арте деку» с проеобладанием геометрических орнаментов и форм.

В 1940-е годы искусство азулежуш временно затухает, а десятилетие спустя художник и керамист Жоржи Баррадаш возрождает ручную технику росписи. Художники второй половины ХХ в. широко использовали азулежуш в оформлении лиссабонсокго метро - станций Colegio Militar, Rossio, Alto do Moinho, Laranjeiras, Cidade Universitaria, Campo Grande, Chelas и др., придавая оригинальность и неповторимость.
В 1980 году в Лиссабоне был создан Национальный музей азулежуш, посетив который можно проследить долгую историю изразцовой плитки и понять ее истинную ценность в архитектуре и культуре. Он расположен в монастыре Мадре дэ Деуш, где коридоры, внутренние дворики, капеллы и лестницы облицованы панно азулежуш.
В самом конце ХХ в. в работах художников-керамистов прослеживается связь с монументальной архитектурой (оформление ЭКСПО-98, виадука на проспекте Маршала Гомеша да Кошта и др.) с применением новых промышленных технологий и компьютерной графики.
Искусство азулежуш уверенно шагнуло в XXI век, сохраняя традиции старины, развивается в соврменной манере, постоянно обновляясь, радуя глаз и душу.