Спасибо за Ваш отзыв! Мы свяжемся с Вами в течении 24 часов!
Зарегистрироваться
Контакты

БОГАТСТВА СО ДНА МОРСКОГО
16.01.2015

В свое время Испания владела половиной мира. В испанской  империи, которая простиралась от Европы до Филиппин, как говаривали испанские монархи, «никогда не заходило солнце». 
Начиная с конца XV столетия и кончая началом XIX-го, когда империя рухнула, из колоний шли в Испанию бесконечной вереницей корабли с разным добром, включая золото, серебро и драгоценные камни. Многие до места назначения не доходили – тонули  богатства, которые они везли, и навсегда оставались в морской пучине.
Подсчитано, что только в заливе города Кадиса, что расположен на юге Иберийского полуострова, на морском дне таятся  сокровища на сумму  24 миллиарда евро. Ну а вдоль всего атлантического побережья южной Испании золота и серебра – на 116 миллиардов. Эти цифры фигурируют в публикациях  многих исследователей – и испанских, и иностранных, работающих в так называемом «Архиве Индий» в Севилье, где хранятся документы, связанные с морским сообщением между Испанией и ее колониями, начиная с открытия Америки Колумбом в 1492 году. 

Считается, что только в акватории Кадиса затонуло 720 кораблей, в том числе знаменитые галеоны, огромные корабли-крепости, которые везли грузы в Испанию из Латинской Америки. На борту 180 затонувших здесь судов  имелось  золото, серебро и драгоценные камни. И это только по официальным данным  из государственного архива. Однако многие исследователи полагают, что ценности контрабандно перевозились и на других затонувших судах.
Правда, сначала, сразу после открытия Америки, корабли из Нового Света плыли в Севилью. И только затем наступила «золотая эпоха» Кадиса. Вся торговля Испании с американским континентом шла через этот город. И так продолжалось на протяжении трех столетий. Из Испании в Америку поступала готовая продукция, из Америки – сырье и драгоценные металлы. Чтобы иметь общее представление об объеме  поставок этих  металлов из Нового Света, можно вспомнить, что лишь за 30 лет, в период с 1530 по 1560 годы,  в Испанию была доставлена 101 тонна золота и 560 тонн серебра.
Кстати, в Кадисском заливе тонули не только испанские суда. К примеру, на борту британского судна «Сусекс», плывшего из Англии в Италию и затонувшего в 1694 году, находились золотые монеты, общая стоимость которых в конце XVII века составляла около миллиона фунтов стерлингов. Доход от продажи этих монет, по подсчетам экспертов, в наши дни может составить до четырех миллиардов долларов.
Но почему именно Кадисский залив становился кладбищем кораблей, преодолевавших непростое плавание по Атлантическому океану? 

Оказывается, во всем виноваты сильнейшие гибралтарские течения, воспетые еще в древнегреческой мифологии, а также крупные сражения, которые здесь происходили, к примеру, Трафальгарское. Но главное, это, конечно, неспокойное море и ураганные ветры, с которыми, естественно, не всегда могли справиться парусные суда далекого прошлого. Кстати, и теперь из-за штормов  порой прекращается, к примеру, движение морских  паромов, связывающих Европу и Африку. Ну а раньше кораблекрушения здесь случались постоянно.   
Не возникает ли соблазн у жителей древнего Кадиса, которому как минимум 3 тысячи лет, поискать для себя что-нибудь в заливе?  Ведь там, помимо кораблей, совершавших путешествия в Америку, есть еще и остатки совсем иных эпох. К примеру, амфоры, которые перевозили на своих галерах древние финикийцы, карфагеняне и римляне, при которых Кадис уже был важным морским портом. Некоторые исследователи считают, что при случае здесь можно найти и сохранившееся судно тех времен. Ведь, к примеру, финикийцы пропитывали свои корабли некой смолой, от чего  дерево тысячелетиями не тлеет в воде. В 90-ые годы на юго-востоке Испании, вблизи древнего города Картахена, были обнаружены два финикийских судна.
Однако найти золотой клад или какие-то древние предметы с затонувших кораблей обычному человеку невозможно. Для этого нужны большие средства, специальная техника, снаряжение, профессиональный опыт. Соблазн, разумеется, есть, ведь никто не сомневается, что в заливе, который, кстати, довольно глубокий,  хранятся несметные богатства. Но местным жителям, хотя многие и занимаются подводным плаванием, искать клады  не под силу.

К тому же закон запрещает заниматься самодеятельными поисками кладов ─ это удел государства и крупных поисковых компаний, в основном иностранных, которые работают с разрешения правительств. Кстати, на счет поисков кладов в Кадисском заливе были определенные планы, но сейчас все они заморожены.
Естественно, испанские галеоны  тонули не только у родных берегов. Огромные богатства таят в себе, к примеру, воды  Карибского моря. Здесь корабли гибли и от непогоды, и от пиратов. Считается, что на дне залива города Картахена в Колумбии золота и серебра столько, что хватило бы на оплату внешнего долга всех стран Латинской Америки. 
Немало ценностей хранится и у берегов Мексики, где в 1601 году в результате шторма  затонуло сразу 14 галеонов с грузом золотых монет.
Значительные клады были найдены в последние десятилетия и у берегов США. Так, американцу Мелу Фишеру удалось в середине восьмидесятых поднять на поверхность сокровища, оцененные в 400 миллионов долларов. Они находились на борту испанского корабля «Нуэстра Сеньора де Аточа», затонувшего в 1622 году у берегов Флориды.
Фишеру досталось более семи тысяч золотых слитков, более тысячи серебряных, 230 тысяч серебряных монет, а также изумруды и другие драгоценности.
Ну а английский  географ Боб Маркс сделался миллионером благодаря своим находкам на судне  «Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс», которое затонуло в районе Багамских островов в 1656 году.  Всего Маркс обнаружил и обследовал на морском дне три тысячи затонувших кораблей. 
Правда, первый крупный морской клад был найден еще в 1867 году англичанином Вильямом Фипсом, который обнаружил в Карибском море к северу от Санто-Доминго испанский корабль «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон», на котором было 26 тонн золота и серебра.
Считается, что несметные богатства можно найти также вблизи Азорских островов, мимо которых лежал путь из Европы в Америку и обратно. Здесь на дне морском покоятся примерно 850 испанских и португальских кораблей, в том числе с грузом золота.
Между тем,  самый ценный из морских кладов покоится вовсе не в Кадисском заливе и не в Карибском море. Исторические документы указывают, что примерно  500 тонн  золота и серебра, а также 250 тонн жемчуга и драгоценных камней оказались на дне одного из заливов Галисии у города Виго, на северо-западе Испании. Именно здесь в 1702 году произошло сражение между испано-французским флотом, с одной стороны, и англо-голландским, ─ с другой.
Причиной всему была разра­зившаяся в то время война за испанское наследство, то есть за испанский трон.  Кадис, куда обычно шли грузы из Латинской Америки, был блокирован. Поэтому 19 испанских галеонов, груженных золотом,  – самый богатый караван судов за всю историю, вынужден был зайти в Галисию. Здесь его и настигли  англичане с голландцами, имевшие не менее ста кораблей. Силы были не равными и, в конце концов, испанцам пришлось сжечь и затопить собственные корабли, чтобы они не достались врагу. 
За три столетия было предпринято немало экспедиций в попытках обнаружить эти сокровища, но большинство из них так ничего и не добилось. Так что сокровища так называемой «Золотой эскадры» по-прежнему лежат на дне.
Отсутствие государственного финансирования поисковых работ, как указывают специалисты, ─ основная причина того, что в последние годы сами испанцы не обнаружили практически ничего из морских сокровищ.
Вместе с тем официальный Мадрид, по мнению экспертов,  проявляет безразличие к поисковым работам других государств, которые находят у своих берегов затонувшие испанские суда, и одновременно с подозрением относится к  международным частным компаниям, которые хотели бы заняться поисками кладов у берегов Испании. Они тратят годы на получение лицензий на производство подобных работ. Ситуация вокруг морских кладов крайне беспокоит испанскую научную общественность.